11 распространенных мифов о работе мозга — все про apple устройства

8 мифов о человеческом мозге

Нейробиолог Барри Гордон (Barry Gordon) привёл сразу несколько доказательств ошибочности теории десяти процентов.

Сканирование мозга с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии показало, что в нём отсутствуют незадействованные зоны. Кроме того, многочисленные исследования мозга не обнаружили отделов, не имеющих определённой функции.

Теория десяти процентов противоречит принципам эволюции. Мозг потребляет слишком много энергии, чтобы организм позволил ему ничего не делать. В полном соответствии с этим учёные наблюдают вырождение неиспользуемых клеток мозга.

2. Люди с развитым левым полушарием более рациональные, а с развитым правым — более творческие

Учёные из Университета Юты исследовали более тысячи человек и не нашли доказательств тому, что они используют преимущественно левое или правое полушарие. Все участники исследования, включая учёных, в равной степени задействовали оба полушария мозга.

Однако преимущественное использование одного полушария для выполнения конкретных функций всё же реально. Учёные называют это латерализацией. Например, у правшей речевыми навыками управляет левое полушарие мозга. Однако это не означает, что гениальные писатели или ораторы использовали левое полушарие больше, чем правое, или что в нём было больше нейронов.

3. Алкоголь убивает клетки мозга

Когда этанол попадает в кровь, энзимы печени превращают его в токсичный ацетальдегид, а затем в ацетат, который, в свою очередь, расщепляется на воду и углекислый газ и выводится из организма.

Однако печень успевает справляться только с определённым количеством этанола. Если алкоголь поступает быстрее, чем печень может расщепить его, он продолжает путешествовать по крови до момента переработки.

Исследователи из Университета Вашингтона в Сент-Луисе пришли к такому же выводу. Этанол не убивает нейроны. Даже при непосредственном контакте с ними он просто препятствует передаче информации между нервными клетками.

4. Нервные клетки не восстанавливаются

Wellcome Images/Flickr.com

Долгое время учёные считали, что человек рождается с определённым набором нервных клеток и в течение жизни их количество только сокращается. Но исследования обнаружили, что у взрослых людей тоже появляются новые нервные клетки.

Питер Эрикссон (Peter Eriksson) из Института нейронаук и психологии при Гётеборгском университете в Швеции и Фред Гейдж (Fred H. Gage) из Института биологических исследований Солка в Калифорнии обнаружили нейрогенез в мозге человека 72 лет.

Эрикссон с коллегами использовали химический маркер для идентификации новых нейронов. Поскольку зрелые нейроны не способны делиться, появление новых клеток в мозге объясняется распространением стволовых клеток и их развитием до зрелых нейронов.

5. Отдельные области мозга воспринимают информацию только от конкретных органов чувств

Ранее считалось, что в мозге есть определённые зоны, заточенные под конкретные задачи, например, что зрительная кора существует исключительно для восприятия визуальной информации. Однако учёные доказали, что мозг очень пластичен, может приспосабливаться и использовать зоны и без поступления информации от органов чувств, якобы предназначенных для них.

Например, слепые люди, читая книги со шрифтом Брайля, используют те же самые области мозга, которые задействованы во время чтения у зрячих. Кроме того, у слепых людей визуальные зоны мозга активируются через слух. Возможно, поэтому они обладают более острым слухом.

Ещё одно доказательство пластичности мозга — фантомные боли в ампутированных конечностях. Когда человек теряет руку или ногу, область мозга, ответственная за чувствительность в этой зоне, перестаёт стимулироваться.

Тогда головной мозг формирует новые связи между нейронами таким образом, что возбуждение в зонах, отвечающих за моторные функции и чувствительность, сохраняется в обоих полушариях. Более того, мёртвая зона стимулируется сигналами из соседних к ампутированной конечности областей тела.

Из-за этого человек может чётко ощущать, что прикасаются к его ампутированным пальцам, когда на самом деле трогают другую часть тела.

Ещё один пример — когда вследствие удара отключаются нейроны, посылающие сигналы к руке. С помощью терапии можно помочь соседним областям мозга взять на себя функции мёртвой зоны, и человек получит возможность двигать конечностью.

6. Игры для развития мозга делают вас умнее

yuan2003/Flickr.com

Учёные из исследовательского института в Кембридже провели научный эксперимент, призванный доказать бесполезность популярных игр для развития мозга. В ходе него 11 430 участников несколько раз в неделю играли в развивающие игры, которые должны были улучшить память, внимание, зрительно-пространственную ориентацию, планирование и создание причинно-следственных связей.

Спустя шесть недель таких тренировок в каждой игре был замечен прогресс. Однако не было доказательств, что игры помогают развить эти навыки в целом, поскольку в новых заданиях, для решения которых необходимы тренируемые когнитивные функции, улучшения не наблюдалось.

7. С возрастом все функции мозга ослабевают

Память и логическое мышление действительно ухудшаются по мере нашего взросления, однако о других функциях мозга такого сказать нельзя. Например, принятие моральных решений, управление эмоциями и считывание социальных ситуаций в 40–50 лет работают гораздо лучше, чем в 20 или 30 лет.

При этом есть способы предотвратить возрастное снижение когнитивных функций и сохранить мозг молодым и здоровым.

8. Мы помним то, что было

На самом деле мы помним очень ограниченное количество визуальных образов и ощущений и не способны охватить всю ситуацию целиком даже в настоящий момент. Вспоминая историю первый раз, мы упускаем ещё больше деталей, во второй — обращаемся не к прошедшей ситуации, а к своему наполовину стёршемуся воспоминанию о ней.

Таким образом, чем дальше событие, тем меньше подробностей мы можем вспомнить, пока история не превращается в скелет. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что мы помним именно то, что было.

Если вы знаете другие распространённые мифы о мозге, делитесь в комментариях.

Источник: https://lifehacker.ru/8-myths-about-the-brain/

10 самых распространенных мифов о мозге

Проект Journl выбрал самые известные заблуждения о нашем мышлении.

Мозг — одна из самых феноменальных структур в известной нам вселенной. Если вы хотите настроить его на более эффективное функционирование, нужно развеять мифы, которые мы, люди, создали вокруг него. Эта подборка из десяти мифов многое объясняет.

1. Мы используем лишь 10% нашего мозга

Томография показывает, что даже в самых простых и обыденных задачах используется значительно больше 10% нашего мозга.

2. Мозг приходит в упадок по мере старения

Хотя некоторые когнитивные функции действительно по мере старения работают хуже, многие наши ментальные навыки, напротив, улучшаются с возрастом. Наш словарь, уровень лингвистического понимания, способности к разрешению конфликтов и регулированию эмоций — лишь некоторые из тех областей, в которых более старый мозг работает успешнее молодого.

3. Повреждения мозга необратимы

Миф о том, что мы рождаемся с конечным количеством мозговых клеток, породил и представления о том, что травмы мозга приводят к необратимым изменениям. Но теперь мы знаем, что мозг может генерировать новые связи на замену утерянным и «перенаправлять» свои функции через более здоровые участки.

4. Мозг жестко запрограммирован

Один из самых упорных мифов о строении мозга — в том, что определенные его участки отвечают строго за определенные функции. В действительности мозг удивительно гибок. Хороший пример: мозг слепого человека может «перепрограммировать» участки, обычно отвечающие за зрение, чтобы улучшить слух.

5. Левополушарные люди более организованы, правополушарные более креативны

Хотя есть участки мозга, которые обычно зарезервированы под определенные задачи, оба полушария мозга используются совместно. Утверждения о том, что мы полагаемся на то или иное полушарие или что левая/правая ориентация говорит о большей организованности или креативности, опровергнуты.

6. Ваши воспоминания точно воспроизводят то, что вы видите и переживаете

У некоторых людей память лучше, чем у других, но идеальной памяти не бывает. Более того, когда мы вспоминаем что-то, мы часто вспоминаем не само это воспоминание, а последний случай, когда мы это вспоминали. А это означает, что воспоминание слегка меняется с каждым последующим его воспроизведением в памяти.

7. Прослушивание классической музыки делает младенцев умнее

Есть большое искушение поверить в «эффект Моцарта», однако нет никаких доказательств, что проигрывание классической музыки младенцам делает их умнее.

8. Игры на развитие мозга улучшают память и навыки рассуждений

BBC организовала исследование для проверки этой теории: 8600 людей в возрасте 18-60 лет должны были трижды в неделю по десять минут играть в онлайн-игры, предназначенные для укрепления памяти и навыков логического мышления. Исследование показало, что после шести недель подопытные не проявляли себя лучше в тестах памяти или тестах на логику, чем аналогичные подопытные, не игравшие в игры.

9. IQ не меняется в течение жизни

IQ — ни в коем случае не идеальный тест на интеллект, но долго считалось, что наш IQ остается неизменным на протяжении всей жизни. Однако эта идея была опровергнута. При наблюдении за взрослеющими учениками выяснилось, что 9% из них смогли за четыре года поднять свой IQ на 15 и более пунктов.

10. Мозг работает лучше под давлением

Хотя прессинг, создаваемый дедлайнами, может мотивировать нас к более усердному труду, он не приводит к более эффективной работе мозга. Наоборот, гораздо вероятнее, что он ухудшит его функционирование.

Источник: http://ideanomics.ru/articles/3481

7 мифов о мозге

Автор Evgeniy в 24/09/2013. Опубликовано Биопсихология

Семь самых распространенные заблуждений, касающиеся человеческого мозга и их полное разоблачение: возможности мозга, нейроны и т.д.

Человеческий мозг – удивительный и порой загадочный орган. Пока исследователи изучали работу нашего мозга, они нашли много информации о том, что происходит в твоей голове. К сожалению, в ней еще осталось достаточно ложных представлений о мозге.

Вот лишь небольшая часть всех заблуждений о человеческом мозге:

Миф первый: Человек использует лишь 10 процентов возможностей своего мозга

Вы вероятно слышали это часто цитируемое утверждение несколько раз, но постоянное повторение не делает это утверждение верным.

Люди регулярно используют эту популярную городскую легенду, подразумевая, что разум человека способен на впечатляющие вещи: резкое возрастание интеллекта, психических возможностей, или даже телекинез.

После этого, если мы достигли такого прогресса, используя свой мозг лишь на 10% , просто представьте что мы можем совершить, если использовать оставшиеся 90%.

На самом деле: Исследования показывают, что каждый отдел человеческого мозга имеет свой определенный набор функций. Если миф про 10% верен, то шанс повредить мозг был бы гораздо меньше – нам следовало бы беспокоиться только о том, чтобы маленькие 10% нашего мозга были в безопасности.

Но в реальности даже повреждения очень небольшой области мозга могут привести к серьезным последствиям для нашего функционирования. Сканирование мозга также показало, что во всем мозге есть определенный уровень активности, даже во время сна. Подробнее о мифе про 10-процентный миф.

Миф второй: Повреждения мозга не лечатся

Мозг – это хрупкий орган, он может быть пострадать из-за болезни или удара. Травма может иметь печальный результат: от легкого нарушения когнитивных функций до полной их потери. Повреждение мозга может быть разрушительным, но останется ли оно навсегда?

Читайте также:  100-дневный воркаут — бесплатная программа тренировок, которая изменит ваше тело за 100 дней - все про apple устройства

На самом деле: Иногда мозг способен к восстановлению. Например, удар мячом по голове во время футбольного матча может привести к сотрясению мозга. Несмотря на серьезность травмы, большинство людей способны выздороветь, если дать им время на лечение. С другой стороны, тяжелый инсульт может сильно повредить мозг, поэтому вполне возможно, что последствия останутся на всю жизнь.

Тем не менее, важно помнить о впечатляющей способности мозга к самолечению. Даже после серьезного повреждения, такого как инсульт, мозг часто излечивает себя, образовывая новые соединения.

Миф третий: У людей больше развито одно из полушарий мозга – левое или правое

Вы когда-нибудь слышали, как кто-то говорит, что у него больше развито левое или правое полушарие? Это происходит от из-за популярной идеи что у человека доминирует одно из полушарий мозга. Согласно этой идее, «правополушарные» люди более эмоциональные и творческие, а «левополушарные» — имеют аналитический склад мышления и развитую логику.

На самом деле: Несмотря на то, что эксперты признают разделение участков мозга «по функциям», никто не может быть полностью «правополушарным» или «левополушарным». Лучше всего человек выполняет какое-либо действие, если использует свой мозг целиком, даже если это действие обычно связано с определенной областью мозга.

Миф четвертый: у человека самый большой мозг

Пропорционально всему телу, мозг человека действительно довольно большой, но распространённое заблуждение состоит в том, что мозг человека больше, чем у любого другого создания. Насколько крупных размеров человеческий мозг? Как он соотносится с другими видами?

На самом деле: Мозг взрослого человека весит приблизительно 1,3 кг (3 фунта) и достигает 15 см в длину. Самый большой мозг принадлежит кашалоту он весит аж 8,1 кг (18 фунтов)! Другое животное с большим мозгом – слон, вес его мозга составляет около 5 кг (11 фунтов).

Но как насчет соотношения мозга к телу? Конечно же в этом люди должны превзойти всех животных, верно? Снова неправильно — это утверждение тоже миф. Удивительно, но рекордсменом в этом отношении является землеройка – вес ее мозга составляет 10% от общей массы.

Миф пятый: Мы рождаемся со всеми клетками мозга, которые у нас когда-либо будут, и когда клетки умирают, они уходят навсегда

Народная мудрость давно предположила, что у взрослых есть определенное количество клеток мозга, которое никогда не увеличится, а только уменьшается. Действительно ли мозговые клетки не восстанавливаются?

На самом деле: Недавно эксперты нашли доказательство того, что новые клетки мозга действительно формируются всю жизнь, даже в старости. Процесс формирования новых мозговых клеток называется нейрогенезис, и исследователи обнаружили что происходит по крайней мере в одной важной зоне мозга – гиппокампе.

Миф шестой: Алкоголь убивает мозговые клетки

Этот миф частично связан с мифом о невосполнимости нейронов. Если будешь слишком много или слишком часто пить, как предупреждают некоторые люди, и потеряешь драгоценные клетки мозга навсегда. Мы уже узнали, что взрослые восстанавливают эти клетки в течении жизни, но действительно ли алкоголь убивает нейроны?

На самом деле: Алкоголизм, конечно, может приводить к серьезным проблемам со здоровьем, но эксперты не верят, что спиртное – причина смерти нейронов. Фактически, исследования показали, что даже постоянное пьянство не убивает нейроны. Даже наоборот – умеренное употребление алкоголя способствует улучшению памяти и мыслительных функций.

Миф седьмой: Человеческий мозг содержит 100 миллиардов нейронов

Если вы когда-либо листали учебник по психологии или неврологии, вы наверное читали, что человеческий мозг содержит приблизительно 100 миллиардов нейронов. Насколько точно это постоянно цитируемое число? Так сколько же нейронов в человеческом мозге?

На самом деле: Цифра «100 миллиардов» повторялась столько раз и так долго, что никто толком не знает откуда она взялась. Однако, в 2009 году один исследователь решил посчитать нейроны в мозге взрослого и обнаружил, что это число немного неверно.

Согласно этим исследованиям, человеческий мозг содержит около 85 миллиардов нейронов.

Таким образом, хоть постоянно цитируемое число на некоторое количество миллиардов выше, но 85 миллиардов – это все же не то число, к которому можно относиться легкомысленно.

Источник: http://aboutyourself.ru/biopsychology/7-mifov-o-mozge.html

10 распространенных мифов о технологиях, в которые мы до сих пор верим

С тех пор как человечество изобрело лампочку, оно продвинулось далеко вперед. Сегодня технологии окружают нас везде и играют важную роль во всех сферах жизни.

Каждый день появляются новые устройства и технологии, наряду с мифами, которые нередко их сопровождают.

Вот, самые распространенные заблуждения, касающиеся использования технологий, которые мы используем ежедневно.

Миф 1: Обновление рабочего стола ускоряет работу компьютера

Вы обновляете рабочий стол на компьютере? Обновление рабочего стола является одним из самых распространенных мифов у пользователей Windows.

Правда:

Мы склонны обновлять рабочий стол каждый раз, когда компьютер начинает тормозить.

Даже если у нас не возникает никаких проблем, у нас появляется желание нажать на правый клик на пустом месте и выбрать опцию «обновить».

Эта привычка передается от одного пользователя другому без каких-либо объяснений. Некоторые считают, что обновление освобождает оперативную память и заставляет компьютер работать лучше.

Что же на самом деле делает эта функция? Она просто обновляет иконки на рабочем столе, и все.

Миф 2: Чтобы сделать хорошую фотографию, нужна камера с большим количеством мегапикселей

Мир фотографий значительно расширился за последние несколько лет. В среднем около 60 миллионов фотографий загружают в Инстаграм ежедневно, а за месяц приложение используют около 600 миллионов активных пользователей.

Несмотря на то, что технологии, которые мы используем для съемок фотографий, значительно продвинулись, некоторые мифы прочно укоренились в нашей голове.

Миллионы людей тратят деньги, потому что верят, что чем больше мегапикселей в камере, тем лучше будут фотографии.

Компании, занимающиеся производством камер, понимают это и продолжают использовать это заблуждение.

Правда:

Что такое мегапиксель? Это миллион крошечных точек на фотографии. Чем меньше цветные точки, тем ярче фотография. Правда состоит в том, что хорошая фотография полностью зависит от объектива камеры, освещения, композиции и других факторов.

Миф 3: Никогда нельзя класть металлические предметы в микроволновку

У вас бывало так, что вы случайно оставляли металлический прибор внутри микроволновки, а затем пугались, увидев искры внутри?

Правда:

Когда вы кладете металлические предметы внутрь микроволновки, это может быть опасно, но что, если бы вы узнали, что это не настолько вредно?

Некоторые металлы можно достаточно спокойно помещать в микроволновую печь. Более того, внутри самой микроволновки есть металлические компоненты. Эксперименты показали, что тут больше играет роль тип металла и форма предмета.

Например, ложки обычно можно спокойно использовать, в то время как вилки могут создавать искры из-за негативного заряда, скапливающегося в зубцах. В зависимости от остальных компонентов внутри микроволновки, искры могут вызвать огонь. Даже если не возникнет огня, они все равно могут повредить микроволновку и сделают ее небезопасной для использования.

Миф 4 : Долгое использование мобильных телефонов может привести к раку мозга

Мобильные телефоны действительно излучают радиацию, которая впитывается тканями человека. Но стоит уточнить, что мобильные телефоны излучают неионизирующую электромагнитную радиацию, то есть ту же радиацию, которая исходит от микроволновок.

Правда:

С тех пор как был создан первый мобильный телефон в 1973 году, был распространен миф о том, что радиация от мобильных телефонов связана с раком мозга.

Однако сигналы, которые излучают мобильные телефоны, относятся к неионизирующей электромагнитной радиации, а не ионизирующей радиации, что является большой разницей. Известно, что высокий уровень ионизирующей радиации повышает риск развития рака.

Многие исследования, проведенные на неионизирующей электромагнитной радиации, исходящей от радаров, микроволновых печей и мобильных телефонов, показали, что такой связи нет. Чтобы сформировалась раковые клетки в организме, должно произойти существенное повреждение ДНК, что не способно сделать неионизирующее излучение.

Миф 5: Видеоигры портят детей

Мы привыкли слышать о том, как вредны компьютерные игры, однако наука не убеждена в той теории.

Правда:

Исследование, проведенное Университетом Глазго, где учитывались данные в течение 10-летнего периода, и в котором участвовало 11 000 детей, показало, что просмотр телевизора и видеоигры не оказывают существенного влияния на поведение.

Более того, исследование показало, что дети, которые играли в видеоигры около часа в день, были счастливее и лучше приспособлены чем те, кто этого не делал. Специалисты еще не пришли к выводу, оказывают ли жестокие видеоигры влияние на поведение детей.

Миф 6: Режим инкогнито в браузере Chrome прячет результаты вашего поиска от всех

Хотя известно, что режим инкогнито в Chrome не прячет вас от остальных, многие люди верят в этот миф.

Правда:

Современные браузеры позволяют пользователям воспользоваться вариантом усиленной конфиденциальности с помощью режима инкогнито.

Источник: http://prikolno.cc/article/4281/10-rasprostranennyh-mifov-o-tehnologijah-v-kotorye-my-do-sih-por-verim

Мозг человека работает только на 10%: правда или все-таки миф?

Человеческий мозг – орган, который до сих пор до конца не изучен учеными, и вызывает множество вопросов, споров и разногласий. Наша человеческая природа такова, что любой мало изученный объект, вызывающий сомнения, порождает различные интересные теории. Некоторые из них правдивы, некоторые – откровенный бред.

Одна из подобных теорий: человек использует свой мозг на 10 процентов. 10% – это довольно мало, так что на первый взгляд теория больше похожа на миф, чем на правду.

Ты наверняка уже слышал что-то подобное, сегодня интернет буквально пестрит заголовками о том, что человек задействует мозг всего на 10 процентов.

Ученые же рьяно отрицают эту теорию, приводят доводы и факты, подтверждающие ее явно мифическое происхождение.

С помощью этой статьи ты наконец сможешь развеять свои сомнения. Понять, сколько же на самом деле процентов мозга использует человек. И не забудь рассказать своим друзьям, чтобы они тоже для себя развеяли (или нет?) этот миф.

Для начала, давай разберемся:

Миф или все-таки правда?

Не будем зря тянуть резину: теория о том, что мозг человека работает всего на 10 процентов – самый настоящий миф. Его распространение выгодно людям, которые ведут дискуссии о невероятном потенциале человеческого мозга, и огромных возможностях, которые имел бы человек, используя мозг на 100 процентов.

Только представь себе, какие безграничные возможности откроются перед человеком, если мозг вдруг станет работать в 10 раз продуктивнее, чем сейчас. Нам наверняка светит полное излечение человечества от всех болезней, контакты с внеземными цивилизациями, и прочие чудеса. Какое бы эволюционное преимущество мы имели! Думать так несомненно приятно, однако все это – всего лишь фантазия.

На самом деле, человек уже задействует мозг на все 100 процентов. Мы используем каждый участок своего серого вещества, дополнительных скрытых резервов попросту нет. Человеческий мозг использует не все 100 положенных процентов лишь в одном случае: имеется мозговая травма.

Читайте также:  Строка пути в macos скрытые возможности, о которых вы могли не знать - все про apple устройства

Как зародился миф о 10 процентах?

Ученые уже довольно давно изучают естественные процессы, которые происходят в человеческом мозгу. Известно, что мозг состоит из нейронов, которые генерируют электрические сигналы. Общее количество нейронов в мозгу переваливает за несколько миллиардов, поэтому проанализировать их общую работу довольно затруднительно.

На ранних этапах исследования, ученые выбрали небольшой участок мозга, и проследили, какое количество нейтронов генерирует импульсы, а какое бездельничает.

В результате оказалось, что «бездельников» намного больше активных нейронов, отсюда и пошла теория, будто работает лишь малая часть нашего мозга, в то время как остальная бездействует.

К сожалению, в умах человечествах этот миф закрепился настолько прочно, что его уже не вытравить ни научными доказательствами, ни опровержениями ученых.

Как на самом деле работает человеческий мозг?

Мозг человека – сложно устроенный орган, и содержит миллиарды нейронов не просто так. Дело в том, что у нейронов из различных частей мозга совершенно разные задачи и функции. Например, когда ты слушаешь музыку, активизируются нейтроны, отвечающие за работу слуха.

Когда радуешься или грустишь, в работу вступают нейроны, отвечающие за эмоции. И даже когда просто кладешь руку на стол, ощущая под пальцами деревянную поверхность, мозг работает: поступает информация от органов чувств, активизируются нейроны, которые отвечают за их работу.

На сколько работает мозг человека, определяется лишь количеством действий, который он выполняет в момент времени, то есть нагрузкой на нейроны. Возможно, в какие-то моменты человек действительно использует свой мозг всего на 10 процентов, но попросту потому, что больше и не нужно: он отдыхает или ничего не делает.

И все же, можно ли улучшить работу мозга?

Конечно можно! Только не надо пытаться задействовать мозг на 100%, это неэффективно, да и невозможно. Улучшенная работа мозга – это хорошая память, повышенная продуктивность, более эффективное обучение и освоение новой информации. За все эти функции отвечают нейроны, а если точнее, нейронные связи, необходимые для нормального функционирования человеческого организма.

Они образуются на протяжении всей жизни, и ты уже прямо сейчас можешь поспособствовать их более активному образованию. Чтобы быть умным и разносторонним человеком, тебе не нужно беспокоиться о том, насколько задействован человеческий мозг. Нужно всего лишь его регулярно тренировать. Это почти как зарядка для тела.

Различные курсы и тренировки, способные улучшить работу мозга, ты найдешь на BrainApps.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2017/11/mozg-cheloveka-rabotaet-tolko-na-10-pra/

11 распространенных мифов о мозге, с которыми пора прощаться

Кто-то где-то что-то услышал и вот уже в массовой культуре ходят ошибочные понятия из области психологии и биологии. У каждого из них были научно обоснованные предпосылки, но дальше фантазия понеслась… Так что смотрим перечень самых распространенных мифов о мозге, которые провалили проверку исследованиями.

1. Мы используем только часть мозга

Если бы это было правдой, мы могли бы удалить большую часть наших полушарий без каких-либо последствий. Но это не так. Этот миф появился, скорее всего, из факта, что мы не используем мозг на 100%. Тем не менее, при этом у нас работают все его части.

2. Ты достиг пика развития в 20

Да, некоторые умения вроде способности быстро думать и вспоминать информацию подчиняются этому принципу: максимально развиваются к 18 годам, а потом идут на спад.

Но как человек с возрастом становится мудрее, так он способен и умнеть. В некоторых аспектах так точно. К примеру, математические умения и словарный запас развиваются до 50 лет. А умение чувствовать эмоции других людей и вспоминать недавние события будут на высоком уровне до 30, а то и дольше.

3. Твоя личность зависит от того, доминирует ли у тебя левое или правое полушарие

Чтобы выполнить какое-то задание, важны обе части нашего мозга, даже если от одной из них потребуется больше функций, чем от другой. Потому одна половина не способна быть ведущей. И уж тем более определять тип личности.

К примеру, считается, что левое полушарие в основном доминирует в языковых функциях: отвечает за обработку звука и речь. Но эта закономерность работает не на все 100: она верна для 95% правшей и 70% левшей. А вот у оставшихся 30% левшей в языковой сфере доминирует или правое полушарие или вообще ни одного.

4. Алкоголь убивает клетки мозга

Возможно, эта мысль возникла от того, что чистый алкоголь вправду убивает клетки — не зря же мы используем спирт как дезинфектор. Но пара пропущенных стаканчиков очень мало повлияет на количество нейронов в твоем мозге. То есть количество и плотность мозговых клеток не меняются от употребления алкоголя.

Однако если пить очень много, то разрушается связь между нейронами, а с этим изменяется и способность к обработке информации. Скажем, у людей, которые пьют каждый день, намного меньше развиваются клетки в частях мозга, отвечающих за память и обучение.

5. Наркотики делают дыры в мозге

Долгосрочные последствия от употребления веществ далеки от приятных ощущений, которые они дают моментально, но все же до превращения мозга в такую себе головку сыра не доходит. Наркотики смешиваются с химическими веществами мозга, а не бурят в нем дыры.

6. Количество клеток в твоем мозге определено при рождении

В конце прошлого века шведские ученые доказали, что даже в зрелом возрасте в мозге человека появляются новые нейроны. И что производит их гиппокамп — часть мозга, отвечающая за воспоминания.

А пару лет назад к этому прибавилось утверждением, что новые клетки образуются еще и в полосатом теле, которое отвечает за моторику, мотивацию и принятие решений.

7. Озарения — явление редкое и случайное

Понял смысл анекдота или моментально нашелся, что сказать, — вот тебе и заветная «Эврика!». И случаются такие моменты все время. Более того, популярная мысль, что мы натыкаемся на такие мысли случайно, тоже неверна. С биологической точки зрения, наши озарения — просто результат мыслительного процесса, который приводит к любой новой идее или концепции.

8. Чем больше мозг, тем умнее создание

Чтобы разрушить этот миф, просто представь корову и шимпанзе. У коровы мозг больше, но разве она умнее? Нет.

Мысль, что важен не размер мозга, а соотношение его массы к массе тела, также провальна. К примеру, у человека это 1:50, а у мышей — 1:40. Но ведь человек умнее мыши. А еще меньшие соотношения будут у мелких птиц или муравьев.

9. Мозг мужчины более логичный, мозг женщины более чуткий

Анатомические различия между мужским и женским мозгом малы. И их способности также одинаковы. Потому самое правдоподобное объяснение различному мышлению у разных полов — это навязанные культурой ожидания.

То есть от женщин больше хотят, чтобы они проявили эмоции и чуткость — они это и делают. Только мужчины тоже способны показать эти качества, иногда они даже в этом превосходят женщин.

Такая же ситуация и с логикой. Если дать мужчинам и женщинам задание по математике, то первые справятся с ним лучше. Но если перед началом теста сказать, что его легко решают представители обоих полов, то и полученные результаты окажутся одинаково хорошими.

10. Ты или визуал, или аудиал

Если любишь яркие краски, тянешься к красивой графике — все, ты визуал и информацию усваиваешь только через зрительный канал. А если записался в меломаны, то даже не пытайся открыть книгу. Но на самом деле все по-другому.

Мы отдаем предпочтение какому-то одному из способов получения информации. Но это не значит, что мы успешно ее впитаем только в этом формате. Не зависимо от того, будет ли вариант подачи данных твоим самым любимым или нет, ты усвоишь их на одинаковом уровне.

11. У тебя только 5 чувств

Нам часто говорят о пяти чувствах: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Но этим список не ограничивается. Вспоминаем о несправедливо забытых школьными учителями чувствах:

Чувство равновесия — дает понять, ты сидишь, стоишь или лежишь.

Проприоцепция или ощущение собственной позы в пространстве — помогает разобраться, где находятся части твоего тела и что они делают.

Ноницепция или ощущение боли.

Терморецепция или восприятие температуры.

Чувство времени — дает ощущение движения времени.

Интероцепция — помогает понять внутренние потребности, такие как голод, жажда и т.п.

Мозг — сложный орган и многие его способности до сих пор остаются загадкой. Но это не повод верить в появившиеся вокруг него мифы, ведь они как минимум мешают развиваться.

Легко же отказаться от начинаний только потому, что ты женского пола, тебе уже целых 30 лет или ты левша, а они не становятся великими математиками. Смешно звучит? Тогда отметаем старые «легенды» и берем ситуацию в свои руки.

А исследования возможностей мозга тем временем продолжаются.

via

Источник: http://businessviews.com.ua/ru/studies/id/11-rasprostranennyh-mifov-o-mozge-s-kotorymi-pora-proschatsja-1107/

Топ-10 мифов о работе мозга

Ниже приведен список «десятка мифов» о работе человеческого мозга. Конечно, их много больше. Под описанием каждого мифа я привожу результаты проведенного нами опроса. Далее Вы увидите, насколько мы, порой, заблуждаемся о работе мозга.

Миф № 10. Мозг взрослого человека способен изменяться: ВЕРНО

Наш мозг представляет собой самообучающуюся машину с двумя эволюционировавшими механизмами. Первый называется обучение, обусловленное ожиданием опыта. В мозгу ребенка формируется на 100% больше нейронных связей (синапсов), чем в мозгу взрослого человека.

Устройство нашего мозга обусловлено тысячелетиями эволюции и является продуктом не изменявшейся за это время внешней среды. Первые синапсы, которые формируются в нашем мозгу, запрограммированы ожидаемыми событиями и явлениями (напр. способность к овладению языком и речью).

И в первые годы жизни личный опыт каждого ребенка определяет, какие из синапсов нужно сохранить, а какие – атрофировать из-за неиспользования. Так, синапсы, воспроизводящие звуки родной речи, сохраняются, а речи на чужом языке &‐ утрачиваются.

Тем не менее, по мере того как мы приближаемся к определенному количеству синапсов, будучи уже взрослыми людьми, этот механизм обучения становится менее рабочим и полезным.

Таким образом, не все обучение может исходить из ожидания, что наша окружающая среда должна содержать определенную информацию. Нам нужны средства обучения новым технологиям, новым окружениям и т.п.

Так, в добавление к потере синапсов как средства обучения, мы также формируем новые синапсы, чтобы закодировать инновационный опыт.

Это называется обучением посредством нового опыта, и этот способ обучения доступен нам на протяжении всей жизни.

Обучение заканчивается формированием устойчивых нейронных связей, и тогда новое поведение становится привычным. Однако, так как привычки формируются путем многократного использования, новые поведенческие модели могут вытеснить старые, если их практиковать достаточно часто, — вот тогда и формируются устойчивые, крекие нейронные связи. Старую собаку можно научить новым трюкам!

Читайте также:  Виды linux, где скачать, почему эта ос бесплатна и кто ее делает? - все про apple устройства

Миф № 9. Наш рептильный мозг контролирует наши эмоциональные реакции: НЕВЕРНО

Это похоже на слегка неверную интерпретацию литературы. Я склонна согласиться, что существует примитивная, реактивная эмоциональная система, характерным образом реагирующая на эмоционально окрашенные события, а после нее – более развитая, проактивная система, способная в большинстве случаев обеспечить нам контроль над нашими эмоциональными реакциями. 

Проблема в том, что то, что Маклин определил как рептильный мозг, представляет собой не более чем стволовую часть мозга и мозжечок, ответственные за крайне стереотипные эмоциональные реакции (напр. реакция агрессии при виде разозленной кошки).

Мое же понимание реактивного эмоционального мозга основано на мозжечковой миндалине и структурах этого уровня (которые Маклин определил как Лимбический мозг).

Контекстно специфичная, проактивная эмоциональная система, вероятно, находится в орбитофронтальной коре, которая развилась только у приматов в одном из самых поздних эволюционных периодов.

Именно эта часть мозга позволяет нам изменять наши реакции на события, способные в прошлом высвобождать у нас сильнейшие непродуктивные эмоциональные реакции.

Миф № 8. Наши воспоминания о прошлых событиях нашей жизни неточны: ВЕРНО

В целой серии исследований Элизабет Лофтус продемонстрировала, что взрастить фальшивые воспоминания – вполне возможно.

В одном эксперименте участникам дали по индивидуальному буклету с тремя историями из детства, подтвержденными родственниками, и одной фальшивой историей о том, как участник в возрасте 5 лет якобы потерялся в магазине (и родственники подтвердили, что этого никогда не было). 

По прочтении буклета участников попросили написать, что они помнят о каждом событии, и если они не помнили ничего, сказать: «Я этого не помню». Этот эксперимент повторялся трижды. 6 из 24 участников в каждом эксперименте «вспоминали» фальшивое событие в цветах и красках.

В результате своих исследований Элизабет и ее коллеги перечислили обстоятельства, в которых проявляются фальшивые воспоминания. Среди них: ожидания социума (роль социума в данном эксперименте сыграли экспериментаторы), конструирование воображаемых событий при невозможности вспомнить, и предложение не думать о том, было на самом деле событие или нет.

Это обнаруживает кое-что о природе нашей памяти: мы уверены, что наши воспоминания являются действительным отражением событий, а на самом деле они модифицируются разными факторами и со временем становятся смесью памяти и воображения.

Миф № 7. Мы знаем, что может сделать нас счастливыми: НЕВЕРНО

Вероятно, вы сами испытали это на своем собственном опыте, опыте вашей семьи. Вспомните, что вы страстно желали получить и вскоре получили это. Затем вспомните уровень счастья, которое вы ожидали испытать. Как он соотносится с действительно испытанным вами уровнем?

Или вспомните, чего ваш ребенок так хотел на Рождество или День рождения. Как долго он играл с этой игрушкой – пока не появилась новая?

Исследования Дэниела Гилберта и его команды показали, что мы очень плохо представляем себе последствия как счастливых, так и печальных событий.

Мы переоцениваем как степень своего несчастья при наступлении чего-то плохого (в реальности мы справляемся со своими чувствами намного быстрее, чем предполагали), так и степень своего счастья при наступлении хороших событий (счастье длится намного короче, чем мы ожидаем).

Фактически, мы можем максимизировать счастье посредством его предвосхищения! Мы наиболее счастливы непосредственно перед получением желаемого, если мы желали этого какое-то время. Теперь подумайте, какую экономию в шоппинге вам могут принести эти знания!

Миф № 6. После 40 лет (или 50 или 60) наступает упадок мозговой активности: НЕВЕРНО

Да, это правда, что объем нашей оперативной памяти с возрастом уменьшается и соображаем мы медленнее, но картина со старением мозга не такая уж удручающая.

Лора Карстенсен, профессор Стэнфордского Университета, вывела теорию о том, что некоторые различия в памяти молодых и пожилых людей обусловлены разницей во временном фокусе.

Молодые люди, полагающие, что жить они будут неопределенно долго, стремятся запомнить ка можно больше фактической информации, которая с большой долей вероятности поможет им в будущем.

По сравнению с ними у пожилых людей более ограниченное восприятие будущего, и для них важнее эмоциональное благополучие.

Группа Лоры доказала, что разницу в свойствах памяти этих двух групп нивелирует манипулирование их чувством времени: пожилых людей просили представить, что изобретен новый препарат, продлевающий их жизнь на 20 лет, а молодых людей тестировали сразу же после катастроф, что само по себе усиливало в них ощущение смертности. К тому же, пожилые помнят больше позитивных, нежели негативных событий, а потому имеют лучшее по сравнению с молодежью эмоциональное здоровье.

И опять же, эта разница может быть нивелирована манипулированием ожиданиями долголетия. Таким образом, несмотря на то, что с возрастом в мозгу наблюдается некоторый дефицит, картина в целом не такая уж негативная – фактически, с годами она становится все позитивнее!

Миф № 5. Ваша память способна удерживать 7 +/- 2 объекта одновременно: НЕВЕРНО

Этот «факт» основан на одном из наиболее цитируемых трудов Джорджа Миллера по психологии «Магическое число семь, плюс-минус два: Некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию», опубликованном в Психологическом Обзоре в 1955 г.

В этом труде он описал исследование по оценке количества категорий одного измерения звука (напр. высоты) или пространства (напр.

местоположения), которое укладывается приблизительно в 7 (но может варьироваться от 5 до 10 в зависимости от самой категории).

Он также описал эксперименты, предполагающие, что количество единиц информации, которое мы способны припомнить сразу после прослушивания, также приблизительно 7 (опять же, с вариациями от 5 до 10).

Так как 7 фигурировала в обеих оценках, он попытался убедиться, что эта цифра обусловлена некоторыми аспектами человеческого мозга (напр. что цифра 7 – это «магическое» отражение некоторых способностей человеческого мозга).

Он совершенно отчетливо показал, что оценки не зависели от одного механизма, а 7 – отнюдь не магическое число. А последующие исследования показали, что объем памяти зависит от того, что именно подлежит запоминанию (7 – для чисел, 6 для букв и 5 для слов).

Итак, количество объектов, которые мы можем запомнить одновременно, не имеет никакого отношения к магической цифре 7.

Миф № 4. Прослушивание Моцарта не делает вас умнее: ВЕРНО

Должна признаться, что я сама являюсь поклонницей творчества Моцарта, иногда даже слушаю его, когда работаю. Однако я не слушаю музыку, чтобы стать умнее! 

Первые исследования по эффекту Моцарта были проведены Гордоном Шоу и Франсом Раушером из Калифорнийского университета. Они протестировали пространственное мышление группы студентов колледжа до и после прослушивания 10-минутного фрагмента сонаты Моцарта для двух фортепьяно, и обнаружили, что студенты показали краткосрочное улучшение пространственного мышления.

Попытки повторить даже этот скромный результат с треском провалились.

Миф № 3. Есть правополушарные и левополушарные люди: НЕВЕРНО

Большинство мифов основаны на доле истины, и этот – не исключение. Ясно, что два полушария головного мозга эволюционировали и выполняют разные функции.

И в то же время, две стороны нашего мозга имеют больше сходств, чем различий. Для повышения нашего мозгового потенциала мы также эволюционировали таким образом, что некоторые задачи выполняются с предпочтением мозговой ткани одной из половин коры головного мозга.

Таким образом, например, наш языковой центр, т.е. область Брока, находится в левой передней доле. Тем не менее, не все языковые способности ограничиваются левым полушарием, а правое и левой полушария взаимодействуют друг с другом, поэтому левое полушарие справляется с языком относительно лучше правого. Аналогично, правое полушарие лучше левого обрабатывает сложные пространственные паттерны.

То есть большинство людей выполняют определенные задачи одним полушарием немного лучше, чем другим – но задачи не выполняются исключительно одним полушарием. А быстро обмениваться информацией полушариям позволяет мозолистое тело.

Что это говорит нам о тренинге, нацеленном на усиление функций правого или левого полушарий? Исследования Американской Национальной Академии Наук пришли к выводу: да, тренинг может одновременно использовать различные стили обучения (логический и интуитивный, например), но это не является результатом улучшения функции левого или правого полушарий. Любые видимые изменения – результат улучшения функций обоих полушарий.

Миф № 2. Мы используем только 10% нашего мозга: НЕВЕРНО

Этот миф появился из-за неверной интерпретации утверждения, сделанного в XIX веке психологом Уильямом Джеймсом. Он очень осторожно заметил, что, по его мнению, маловероятно, что средний взрослый использует более 10% своего интеллектуального потенциала.

Это было превращено в утверждение, что люди используют только 10% своего мозга. Исследования пациентов с повреждениями мозга показали, что у них не было ни единого участка мозга, не имеющего функции. А функциональная магнитно-резонансная томография обнаружила различные функции во всех и каждой частях нашего мозга.

Нам также известно, что при ампутации любой части тела часть мозга, контролировавшая недостающую часть, используется соседними частями тела, — так что даже небольшие участки мозга, утратившие нейронные связи, используются повторно. На это есть причина: наш мозг, занимая около 2-3% массы всего тела, потребляет 20% кислорода!

Поэтому крайне маловероятно, что эволюция создала орган, потребляющий столько ресурсов, а затем позволила 90% этого органа оставаться неиспользованными!

Миф № 1. После рождения в мозгу человека новые нейроны не появляются: НЕВЕРНО

Наши нейронные сети контролируют наше поведение, эмоции, память. У взрослых поведение в основном фиксированно (хотя и не неизменяемо), и формирование большого количества новых нейронов просто не нужно.

Большинство требуемых изменений может быть достигнуто формированием новых синапсов (связей) между уже существующими нейронами. Тем не менее, каждое наше новое воспоминание требует электрической активности в сети нейронов.

Следовательно, возможно, что по мере взросления нейроны для хранения новой информации просто закончились бы, и мы не смогли бы помнить вновь приобретенный опыт. Эта проблема решается созданием новых нейронов в той части мозга, где они нам особенно необходимы – в гиппокампе. Эта часть мозга отвечает за своеобразную адресную книгу – где хранится каждое наше воспоминание.

Нам известно, что создание этих новых нейронов имеет важную функцию – возможно, мы вспомните случаи, когда под влиянием сильного стресса вам было сложно запоминать новую информацию. Под влиянием стресса или депрессии в гиппокампусе формируется очень мало нейронов.

Но есть и хорошая новость: есть одно условие, при котором создается больше нейронов: это упражнение. Причем в этом случае создается гораздо больше нейронов, чем теряется в стрессе. Таким образом, если вы хотите сохранить здоровое тело и гиппокампус, — упражняйтесь!

Как видите, в большинстве случаев мы живем под действием мифов о мозге, которые нам внушили СМИ.

Д-р Триш Ридделл, перевод Ольга Кабалик
metodmaster.ru

Источник: http://hr-portal.ru/article/top-10-mifov-o-rabote-mozga

Ссылка на основную публикацию