Влияет ли iq на успех, или что мешает нам стать успешными людьми? — все про apple устройства

Гарантирует ли высокий IQ успех в жизни?

Автор Татьяна в 18/09/2014. Опубликовано Когнитивная психология

Большинство из нас склонны считать, что люди с высоким IQ обязательно добьются успеха в жизни.

В конце концов, самые успешные люди в различных сферах — науке, искусстве, бизнесе — демонстрируют чрезвычайно высокий уровень интеллекта… Однако, вопреки распространённой уверенности в успешности интеллектуально одарённых людей существует также стереотип о том, что люди с очень высоким IQ достаточно редко добиваются процветания в определённых сферах; зачастую очень умные люди имеют плохие социальные навыки, а некоторые из них даже вынуждены бороться с психической нестабильностью. Взгляните на образы блестящих, но социально неприспособленных людей, которыми изобилует современная культура, — от башковитого, но придирчивого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» до эксцентричного Шерлока Холмса из одноимённого сериала по серии книг Артура Конана Дойля.

Вы, наверное, лично знакомы с одним или несколькими очень умными людьми, которые достигли в избранной сфере деятельности невероятных успехов, однако наверняка у Вас есть на примете и те, кто несмотря на уровень развития интеллекта, так и не достигли больших высот. Если уровень развития интеллекта у этих людей примерно одинаков, что же тогда приводит к такого рода несоответствию результатов? Может ли уровень IQ служить показателем успеха в жизни?

Психологов уже давно заинтересовала возможность понять, как IQ человека определяет его способность функционировать в той или иной области жизни.

Самые первые тесты IQ были разработаны как средство выявления школьников, которые нуждались в дополнительной помощи, но тесты быстро стали популярным способом выявления также и тех, кто мог похвастаться высоким уровнем интеллекта.

Высоким уровнем развития интеллектуальных способностей человека принято считать результат в 140 и выше баллов. Давайте рассмотрим одно из самых известных исследований, посвященных зависимости таких результатов и успешности человека.

Исследование одарённости Термана

В начала 1920-х годов психолог Льюис Терман приступил к изучению идеи о том, что гениальность может быть связана с общественной и личной дезадаптации.

Он отобрал около 1500 детей в возрасте от 8 до 12 лет, которые имели IQ не менее 140 — минимально требуемое значение, позволяющее человеку считаться гением.

Средний балл IQ участников группы составлял 150, 80 человек имели результаты выше 170 баллов.

В течение нескольких следующих лет Терман продолжал отслеживать деятельность этих детей, наблюдая за тем, как высокий интеллект влиял на ход их жизни.

Терман обнаружил, что эти дети, как правило, были развиты как психически, так и физически.

Эти дети не были только академически успешны; они были более здоровыми, были выше, сильнее и удачливее, чем их сверстники с более низкими показателями IQ.

После смерти Термана в 1956 году несколько психологов продолжили оригинальное исследование, наблюдая за теми же участниками. Исследование продолжается и по сей день, являясь самым продолжительным люнгитюдным исследованием в истории. Психологи продолжают отслеживать судьбы оригинальных участников, некоторые из которых действительно достигли больших успехов в жизни.

В числе участников знаменитый педагог-психолог Ли Кронбах, писатель Джесс Оппенгеймер, детский психолог Роберт Сирс, ученый Ансель Киз и многие другие — большинство из них стало преподавателями в колледжах и университетах. По состоянию на 2003 год в живых оставалось около 200 участников.

Исследование будет продолжаться до тех пор, пока последний испытуемый не умрёт или не захочет прекратить своё участие.

Преуспели ли в жизни участники исследования Термана?

В 1955 году средний годовой доход составлял $5000, средний уровень доходов испытуемых Термана был впечатляющим — $33000. Две трети из них получили высшее образование и большое количество участников получили высшие учёные степени. Многие члены группы стали врачами, юристами, руководителями предприятий, преподавателями и учеными.

Однако не все из них стали настолько успешными. Мелита Оден, продолжившая исследование после смерти Термана, решила сравнить 100 самых успешных участников (группа А) со 100 наименее успешными (группа C).

Они обладали примерно одинаковым уровнем IQ, но лишь несколько человек из группы С получили профессиональное образование. Их доход ненамного превышай средний по стране, в этой группе был высок процент алкоголизма и разводов.

Чем можно объяснить это несоответствие? Если IQ служит одним из критериев успеха, почему эти люди так по-разному пожили жизнь?

Ещё Терман отметил, что индивиды в группе А, как правило, проявляют «благоразумие и предусмотрительность, силу воли, упорство и желание отличиться».

В зрелом возрасте членов этой группы отличают трёх ключевых черты — целеустремлённость, уверенность в себе и настойчивость.

О чём это говорит? О том, что, несмотря на важность интеллекта, определяющими факторами в жизни являются всё-таки личностные черты человека.

Возможные недостатки исследования Термана

Критики говорят, что исследование Термана имеет несколько известных недостатков. Во-первых, изучению не хватало обобщенности.

Оригинальные участники были отобраны для изучения, поскольку они были отмечены своими учителями — до того, как их IQ был действительно измерен.

Весьма вероятно, что учителя предпочли детей, проявлявших как незаурядный ум, так и социальную адаптированность, не включив в исследование их менее социально адаптированных, но таких же умных товарищей.

Поскольку проведённое Терманом исследование был лонгитюдным, на результаты могут повлиять и другие факторы — например, то, что исходная группа участников могла иметь общие характеристики и опыт, обусловленные привязкой к конкретной эпохе, в которой они жили.

Например, Великая депрессия и Вторая мировая война могли стать причинами, по которым многие члены группы не стали поступать в высшие учебные заведения или заканчивать их.

Многие женщины из группы не посещали школу, возможно, потому, что в то время для женщин было характерно оставаться домохозяйками, а не стремиться к профессиональной карьере.

Некоторые исследователи полагают, что любая произвольно отобранная группа детей с теми же данными была бы столь же успешной, как и оригинальная.

Современные исследования на тему зависимости жизненного успеха от IQ

Единственное, что можно достоверно предсказать, основываясь на результатах теста IQ — успеваемость в школе. Тем не менее, важно отметить, что даже если ребёнок хорошо учится в школе, это не обязательно означает, что он будет преуспевать на работе или в других сферах жизни.

Несколько исследований показали, что дети с исключительными академическими способностями могут испытывать больше социальных проблем — в том числе, страдать от социальной изоляции, — чем их менее одарённые ровесники.

Ещё одно исследование показало, что люди с более высоким IQ чаще курят марихуану и употребляют другие наркотики. Почему? Исследователи предполагают, что люди с высоким уровнем IQ, как правило, более открыты к новому опыту.

Они больше остальных готовы пробовать новые вещи, поэтому, вероятно, и будут стремиться к новому опыту — даже если он заключается в том, чтобы попробовать наркотики.

Учёные до сих пор продолжают спорить, в какой мере IQ определяет жизненный успех, но последние исследования, кажется, всё-таки подтверждают общие выводы Термана. Интеллект является важным компонентом успеха, но всё же не является гарантией успеха.

Результаты люнгитюдного исследования одарённости Термана показывают, что IQ может играть важную роль в определении жизненного успеха. Однако влияние оказывают и такие факторы, как семейное положение, социально-экономический статус и образовательный опыт.

Кроме того, личностные факторы — включая мотивацию, готовность работать, приверженность определённым целям, творческая и эмоциональная зрелость — также тесно связаны с успехом в жизни.

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/garantiruet-li-vysokij-iq-uspex-v-zhizni.html

Главное качество лидера — энергия, а не интеллект | Карьера и свой бизнес

VQ — это коэффициент жизненной энергии, или, иными словами, способность руководителей заряжать энергией себя и окружающих. В основе лидерства лежит способность к осуществлению изменений, но при отсутствии хотя бы минимального количества энергии достичь этого невозможно. Мы твердо убеждены: VQ для успешного руководителя имеет даже большее значение, чем IQ и «эмоциональный интеллект».

В этой статье раскрываются пять основных аспектов, определяемых коэффициентом жизненной энергии (VQ) и касающихся лидерства.

Почему у лидера должен быть высокий VQ

VQ — это движущая сила, мотор, стимулятор человеческой жизни. Люди представляют собой своеобразный проект — систему жизненных функций, которая стремится как можно дольше сохранить свою работоспособность и максимально эффективно выполнить поставленные задачи.

В основе этого проекта (как и любого другого) лежит намерение, цель — желание жить. Так вот VQ — это не что иное, как интенсивность желания жить. Чем выше VQ, тем сильнее мы хотим развиваться, контролировать происходящее с физической, интеллектуальной и даже эмоциональной точек зрения.

Люди с высоким VQ пытаются тем или иным способом улучшить свою жизнь и поэтому могут воздействовать на окружающих.

Важно ли это качество для лидера? Безусловно. Задача лидера — способствовать переменам и преодолевать возникающее сопротивление. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что достаточно высокий уровень VQ — обязательное, хотя и не единственное условие успешного руководства.

Кроме того, лидеры, неспособные контролировать уровень своего VQ в соответствии с обстоятельствами, не смогут достичь высоких результатов.

Бывают моменты, когда руководителю приходится сдерживать свою активность и не вмешиваться в ситуацию, чтобы дать другим людям возможность проявить себя.

Вот рецепт полноценного развития сотрудников: проявление доверия и контроль над собственным VQ для обеспечения успешных действий других людей.

Откуда берется VQ?

Мы считаем, что VQ — это врожденное качество. Каждый человек с рождения обладает тем или иным уровнем жизненной силы, поэтому одни люди более энергичны, резки, торопливы, нетерпеливы, стремительны, активны и неутомимы, чем другие.

По нашему мнению, уровень VQ остается более или менее одинаковым на протяжении всей жизни.

В старости уровень внутренней энергии не меняется — за исключением случаев, когда человек заболевает или ослабевает физически, но даже тогда VQ может просто не проявляться активно, а «затаиться» до времени.

Однако в этой теории есть очень важный момент. Для применения данного понятия в отношении руководства необходимо рассмотреть два уровня VQ.

Первый — так называемый потенциальный VQ: врожденная жизненная сила, с помощью которой мы изначально способны поддерживать свое существование. Второй уровень — реальный VQ, означает энергию, с которой мы в настоящее время выполняем те или иные жизненные задачи.

Реальный VQ всегда ниже, чем потенциальный. Спросите почему? Потому что всегда есть что-то, что удерживает нас от достижения максимума жизненных целей, какая-то причина, не позволяющая реализовать весь свой потенциал.

Регулирование разрыва между уровнями VQ обеспечивает высокий уровень жизни и позволяет контролировать состояние сотрудников. Именно это дает человеку возможность стать хорошим лидером.

Способы увеличения энергии лидера

Каким образом можно приблизить реальный VQ к потенциальному? Или, напротив, как научиться не обращать внимания на существующий разрыв и перестать беспокоиться и нервничать? Здесь следует вспомнить слова Стива Джобса, основателя Apple, который призывал не тратить попусту время, живя чужой жизнью.

Он имел в виду, что поиск и достижение собственных жизненных целей и ценностей, следование личным установкам дает человеку возможность удовлетворить глубинные потребности и жить полной жизнью. Это позволяет устранить существующий разрыв и почувствовать удовлетворение.

Читайте также:  Как скачать все свои фото и видео из instagram в пару кликов - все про apple устройства

Если же мы тратим жизнь на общение с людьми, далекими от нас по духу, разрыв увеличивается и у нас возникает ощущение, что проект «Жизнь» просто разваливается.

Понаблюдайте за теми счастливцами, которые занимаются любимым делом, идеально соответствующим их внутренним устремлениям. А теперь обратите внимание на того, кто страдает от действий некомпетентного руководителя или просто устал от выполнения неинтересной работы. Что же необходимо сделать, чтобы устранить разрыв и начать дышать полной грудью?

Совет лидеру: прежде всего загляните в себя — разберитесь в своих устремлениях, постарайтесь подыскать занятие по душе, определите значимые для себя вещи. Забудьте о том, что вам говорили и к чему призывали, станьте самим собой.

Когда вы начнете лучше понимать себя, проведите оценку своего VQ и спросите себя, соответствует ли ваша жизненная активность вашим желаниям. Если вы почувствуете, что уровень энергии не позволяет вам жить полной жизнью, проанализируйте выполняемую работу, личные занятия и увлечения, чтобы найти, в чем именно заключается несоответствие.

После этого начинается самое сложное: необходимо поменять свою жизнь так, чтобы ликвидировать разрыв VQ и полностью реализовать свой потенциал.

Способы увеличения энергии подчиненных

Увеличение собственной энергии, или повышение VQ, — необходимое условие успешной и полноценной жизни. Однако лидеры также должны понимать: их обязанность в том, чтобы высвободить энергию других членов коллектива и помочь им раскрыть свой потенциал.

Не кажется ли вам, что многие сотрудники организаций и компаний живут не столько собственной жизнью, сколько жизнью других людей? Бывший премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли однажды сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной». Поэтому задача лидера — дать коллегам шанс «выпустить на свободу» свой VQ и в полной мере проявить скрытые таланты.

Как это сделать? Главное — удовлетворение самых сокровенных желаний людей. Этот метод наиболее эффективен.

Основываясь на самых незначительных сигналах, поступающих от сотрудников (включая слова, язык тела и особенно эмоции), талантливые лидеры могут определить личные предпочтения, цели людей и наиболее привлекательные способы их достижения.

Получив эту информацию, лидер должен постараться дать сотрудникам задания, которые наилучшим образом отвечают их потребностям. Сделать это нелегко, ведь руководителю нужно не только определить внутренние потребности сотрудников, но и подобрать для каждого максимально подходящие обязанности.

Тем не менее без этого не удастся добиться от команды подлинной заинтересованности. Нелишним здесь будет вспомнить слова Лу Герстнера, бывшего исполнительного директора IBM: «Без сомнения, сколько людей — столько и способов мотивации.

Одних стимулируют деньги, других — возможность карьерного роста или признание, для третьих самой эффективной мотивацией станет страх или злость. Для кого-то побудительным мотивом может быть шанс узнать нечто новое, расширить сферу влияния, увидеть конкретные результаты своей деятельности.

Большинство начинают действовать из страха вымирания, а вдохновить их можно, нарисовав привлекательную картину будущего».

Применение VQ на уровне организации

Показатель VQ можно с успехом применять не только в отношении отдельных людей, но и для целых групп, организаций и даже стран или культур.

При оценке коллектива можно легко определить, обладает ли он высоким VQ и активно выполняет свои функции или погряз в рутине из-за низкого VQ. Талантливый руководитель всегда следит за духом команды, играя на нем, как на музыкальном инструменте, и поддерживая оптимальный уровень энергии.

При формировании группы необходимо включить в нее как минимум одного человека с высоким VQ — он будет стимулировать всех остальных.

Если в коллективе присутствует несколько особо энергичных людей, необходимо удостовериться, что они не конкурируют, а скорее дополняют друг друга — только так можно избежать раскола и хаоса.

Организации также могут обладать высоким или низким VQ. Например, представим успешную, процветающую и развивающуюся компанию.

Высока вероятность, что люди в ней чрезвычайно активны, стремятся к достижению новых целей, проявляют инициативу, генерируют отличные идеи и получают соответствующее вознаграждение. Чаще всего такая ситуация представляет собой результат применения решительного и творческого подхода к руководству.

И наоборот: если руководитель слаб, неспособен к выполнению своих обязанностей, то уровень VQ снижается, сотрудники теряют цель, становятся пассивными и безынициативными.

Резюмируя наши наблюдения о VQ, мы хотели бы привести условия, при соблюдении которых можно диагностировать высокий уровень VQ в компании:

  • При формировании коллектива руководители удачно подбирают сотрудников с различным уровнем энергии.
  • Исполнительный директор способен управлять своими эмоциями в соответствии с требованиями каждой конкретной ситуации.
  • Сотрудники фонтанируют новыми идеями.
  • Люди привыкли к открытому выражению эмоций.
  • Конкуренция внутри компании носит здоровый характер, основывается на уважении и чувстве собственного достоинства.
  • Руководство ценит и поощряет сотрудников, принимающих на себя риск.
  • Люди не боятся бросать вызов друг другу и руководству компании.
  • Успехи отдельных сотрудников искренне радуют весь коллектив.
  • Порицание не практикуется, а ошибки превращаются в возможности.
  • Внесение изменений представляет собой непрерывный, безостановочный процесс.

Автор — преподаватель бизнес-школы «Сколково». Текст написан в соавторстве с профессором Полем Клоделем

Источник: http://www.forbes.ru/column/48259-glavnoe-kachestvo-lidera-energiya-ne-intellekt

Эмоциональный интеллект vs IQ: от чего зависит успех?

Есть ли смысл измерять свой интеллект? Исследования показывают, что высокий IQ не гарантирует успеха в жизни. Американские ученые Питер Саловей и Джон Майер популяризировали термин «эмоциональный интеллект» и доказали: чтобы преуспеть в карьере, недостаточно быть умным.

Уровень эмоционального интеллекта влияет на достижения иногда больше, чем IQ.

Мы поговорили со специалистами в области EI и узнали, как отличить личность с высоким эмоциональным интеллектом от человека с низким, зачем развивать EI и как он помогает в работе и бизнесе.

В беседе участвовали эксперты:   

Что такое эмоциональный интеллект 

Эмоциональный интеллект, или EI — это способность принимать свои и чужие эмоции и управлять ими. Вместе IQ и EI создают индивидуальную «душу» человека.

Алена Сысоева подчеркивает, что «эмоциональность« и «эмоциональный интеллект» — разные понятия:

Эмоциональный темпераментный человек часто обладает низким EI, что связано с его неумением анализировать свои эмоции. А человек спокойный и уравновешенный может проявлять высокий уровень EI.

Нет зависимости и между IQ и EI. Умному индивиду с низким эмоциональным интеллектом проще собрать-разобрать адронный коллайдер, чем общаться с другими людьми.

Бывает и наоборот: человек таблицы умножения толком не знает, пишет с ошибками, зато благодаря встроенному «эмоциональному сканеру» комфортно чувствует себя в обществе других и еще находит, как на этом построить бизнес и заработать.

Встречаются и счастливчики, которых природа наградила и умом, и чуткостью.

Эмоциональный интеллект включает 4 компонента:

Марина Таран заостряет внимание на важности первой составляющей — понимании себя:

«В работе и бизнесе мы стремимся быстро «включать или выключать» свои эмоции.

Зачастую мы хотим активировать добрую гамму чувств (послушание, уважение, вежливость, позитивное мышление) и подавить агрессивные импульсы (раздражение, злость, усталость, бунт).

Моя же любимая трактовка EI — это уместность, адекватность ситуации. Если моя агрессивная реакция, облеченная в соответствующую обстоятельствам форму, эффективнее продвинет команду к результату, то я проявляю резкость.

Нет смысла заменять ее на «добрые» неискренние эмоции, если это заставит остальных буксовать дальше, тормозя бизнес».

Как измерить свой EI

В интернете или специализированных книгах вы найдете тесты, которые определяют уровень эмоционального интеллекта. Проверка на IQ более объективна: отвечая на вопросы, невозможно сказать неправду и обмануть «систему». А тестируя себя на эмоциональный интеллект, можно схитрить, иногда неумышленно.

Личности с высоким EI — самодостаточны, ими невозможно управлять или навязать чужое мнение.

Все испытывают отрицательные эмоции. Только человек с высоким EI пропускает их через себя и отпускает, а личности с низким EI застревают в переживаниях надолго, например, неделю живут в обиде или всю жизнь — в депрессии.

С такими людьми сложнее работать в одном коллективе или над общим проектом.

Екатерина Гайдученко считает, что к индивидуумам с низким EI тоже можно найти подход:

Смысл коммуникации — в эмоциональном отклике, который она вызывает. Если мне не нравится реакция человека на мои слова или поступки, я могу начать говорить или вести себя по-другому.

Общаясь с другими, мы создаем с ними своего рода систему. Изменяя что-то со своей стороны, мы влияем на взаимодействие в целом. Поэтому стоит развивать гибкость мышления и поведения.

Чем легче мы меняем тактику, тем эффективнее наше общение с людьми.

По большому счету, уровень EI проявляется в том, как человек живет в обществе: строит отношения, справляется с трудностями, принимает сложные решения.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом относятся друг к  другу с уважением и не совершают необдуманных действий в запале. Такие личности самодостаточны, ими невозможно управлять или навязать чужое мнение.

Эксперты рассуждают о том, как отличить людей с высоким и низким EI:

Алена Сысоева:

«Высокий уровень EI проявляется в способности осознавать и принимать, а не подавлять свои эмоции.

В умении выбирать осмысленную, а не стереотипную или спонтанную реакцию на разные ситуации.

Если говорить о лидерстве, руководитель с высоким EI инициативен и может воодушевить сотрудников на достижение общих целей.

Низкий уровень эмоционального интеллекта проявляется в обидчивости, скованности, отрешенности и критичности. Человек с низким EI не в состоянии распознавать свои эмоции, он блокирует чувства».

Марина Таран считает, что люди с развитым EI добиваются в бизнесе больших результатов, потому что умеют управлять:

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Если мы понимаем свои чувства, нам проще справляться со стрессом, депрессией и другими неприятными состояниями, от которых человек с низким EI впадает в ступор.

Читайте также:  Выбрать прошивку для восстановления (перепрошивки) iphone и ipad, начиная с ios 10, стало проще - все про apple устройстваtv

Екатерина Гайдученко рассказывает, что людям с высоким EI легче вливаться в коллектив и работать в команде:

Когда вы управляете своим настроением, то становитесь эффективнее: решаете задачи быстрее, с меньшими усилиями и большим удовольствием. А если понимаете и влияете на эмоциональное самочувствие других, то можете вселять в них уверенность и вдохновлять на новые достижения. Без развитого EI, сами того не замечая, мы можем негативно воздействовать на людей, подавлять и опустошать их.

Индивиды с высоким EI используют разные эмоциональные состояния во благо себе и окружающим. Они знают, что грусть способствует аналитическому мышлению и стараются обдумывать вещи в этом настроении.

Они понимают, что счастливый человек хочет делиться радостью, а печальный — стремится к уединению.

Индивид с развитым эмоциональным интеллектом веселее идет по жизни и реже ошибается, потому что нутром чувствует, когда нужно говорить/просить/настаивать, а когда лучше мудро промолчать и дождаться подходящего момента.

Марша Рейнольдс, автор книги «Коучинг: эмоциональная компетентность»:

Эмоциональный интеллект делает человека профессионалом, а профессионала — человеком.

EI стоит «прокачивать» и применять директорам — это повысит эффективность работы сотрудников и поможет наладить с ними доверительные отношения. 

Алена Сысоева объясняет, что чем выше ранг руководителя, тем более развит его EI:

«Если человек обладает высоким IQ, но его EI низок, вряд ли он станет успешным управленцем. Ведь работа начальника на 90 % состоит из общения.

Великие лидеры направляют эмоции подчиненных, чтобы те трудились с увлечением и проявляли свои лучшие качества.

Если говорить про продавцов и представителей других профессий, которые работают в области «человек-человек», то IQ влияет на их способность достигать результатов только на 33 %, на 67 % успех зависит от EI. У руководителей важность эмоционального интеллекта еще выше — 85 %».

Как развивать EI

Эмоциональный интеллект эволюционирует в течение всей жизни. Чтобы повысить EI, нужно научиться фокусировать внимание на своих эмоциях и принимать их.

Многие подавляют страх, гнев, обиду, что приводит к переживаниям, стрессам и болезням. Психологи не рекомендуют сдерживать или скрывать свои чувства от людей.

Самый простой способ выразить эмоцию — так называемое Я-послание, когда мы озвучиваем свои чувства: «Я обижаюсь, когда ты не перезваниваешь мне», «Я просто бешусь, когда ты берешь мою машину и не моешь ее!».

Главное — не нападать на человека фразами «Ты меня бесишь/злишь», что неизбежно приведет к конфликту, а говорить о том, что сам испытываешь: «Я бешусь/злюсь».

Марина Таран делится полезным упражнением:

«Когда вас что-то разозлило или обидело, постарайтесь разобраться, какой частью (социальной ролью) вы так реагируете. Вам досадно как «кому»? Бизнес-партнеру, руководителю, женщине, личности?

Разложив себя по полочкам, вы найдете, какая из социальных ролей более чувствительна и обидчива. Теперь нужно понять, почему. Как правило, болезненно откликается та «часть», которая не получает чего-то важного. Ваша задача — осознать свою потребность и найти способ ее удовлетворить. Чем больше у нас в запасе вариантов реагирования, тем более зрелыми мы становимся».

Эмоциональный интеллект развивается в течение всей жизни.

Екатерина Гайдученко советует работать над своим EI в 4 направлениях:

Осознание собственных эмоций

Наблюдайте за своим состоянием и отслеживайте отношение к происходящему.

У каждой эмоции есть собственный набор физиологических реакций. По ним вы можете распознавать переживания. Старайтесь давать им четкие названия.

Управление своими чувствами

Упрощенно цепочка развития эмоции выглядит так:

Стимул, который вызывает переживание 

Запуск нейронов, отвечающих за физиологические проявления эмоции 

Поведение, которое следует за эмоцией

На каждом из этапов человек может собой управлять. Сначала нужно найти импульс, который запускает переживание. Это может быть крик, определенное слово, интонация, мысль и т. д.

Отслеживая стимулы, в будущем вы сможете их пресекать (если последующая эмоция неприятна) или поощрять (если она вас устраивает).

Чтобы научиться контролировать свое поведение, выбирайте действия сознательно. Когда вы злитесь, то можете выразить это чувство по-разному: побить посуду, покричать или убраться в квартире. Мы сами решаем, как проявлять эмоции и какие поступки уместны в конкретной ситуации.

Наши реакции часто зависят от того, как мы интерпретируем событие. Если вы работаете в продажах и вопрос клиента воспринимаете как возражение и помеху, то наверняка начнете злиться. Если же к нему относиться как к просьбе о помощи, то отвечать будет в радость.

Научитесь смотреть на ситуацию под разными углами — и жить станет приятнее.

Понимание переживаний других людей

Этот навык состоит из двух поднавыков. Первый — способность по невербальным признакам (мимика, поза, жесты) понять, в каком состоянии находится человек. Для некоторых эмоций (страх, гнев, радость, печаль, отвращение, презрение, удивление) есть универсальные мимические проявления.

Изучив их, можно быстро считывать настроение окружающих.

Второй навык — это эмпатия или сопереживание. Есть те, кто умеют поставить себя на место других, испытать их переживания. Стараясь прочувствовать людей, мы лучше понимаем их поступки.

Сознательное влияние на реакции окружающих

Если мы знаем, что вызывает у человека ту или иную эмоцию, то легко спрогнозируем его поведение. А значит сможем решить, как нам действовать, чтобы прийти к нужному результату и, например, предотвратить конфликт.

Алена Сысоева предлагает развивать EI по трехшаговой системе:

Когда человек осознанно относится к эмоциям, его уровень EI растет.

Далай-лама говорил, что эмоциональный интеллект напрямую связан с духовным ростом человека, и причина всех отрицательных событий на Земле — негативные эмоции, которые испытывают люди. Не хороший ли это повод работать над своим EI?

Книги по теме:

Источник: https://l-a-b-a.com/blog/show/114

Что такое IQ, и как этот показатель влияет на нашу жизнь?

Тесты на определение уровня IQ проводят в компаниях и школах, эти две буквы у многих на слуху. Но не все понимают, что означает этот показатель: от чего зависит и как влияет на обучаемость и успешность в карьере. Informburo.kz объясняет, почему наша жизнь зависит от этой цифры.

Что такое IQ?

IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта) – количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека. Среднестатистическим считается человек того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют. Получается, что IQ показывает не сам уровень интеллекта, а его соответствие или отклонение от нормы, т.е. среднего уровня.

Средний уровень IQ можно сравнить со средним ростом. Например, согласно исследованиям в Казахстане средний рост женщин – 164,4 см, мужчин – 177,5 см.

Мы сравниваем рост человека со средним и даём оценку: если рост превышает средний показатель, то мы считаем человека высоким, и наоборот.

При этом важно понимать, что этот средний уровень не является постоянным, а зависит от разных факторов. С определением уровня IQ примерно такая же ситуация.

Как разрабатываются тесты для определения IQ, и какие результаты считаются нормальными?

Единых стандартов разработки тестов для определения IQ нет, но все тесты делятся по возрастным категориям. Поэтому один и тот же показатель IQ у ребенка и студента не говорит о том, что студент глупый, а ребенок умный. Ведь у них разные возрастные категории тестов.

Авторы тестов также составляют к ним инструкции, в которых объясняют, как их проходить. Эти инструкции нужны, чтобы свести к минимуму погрешность.

В тесты включаются задания на рассуждение, память, логику, приобретённые знания. Средний балл считается равным 100: тесты разрабатываются таким образом, чтобы большинство результатов соответствовало этому показателю.

С этим средним результатом потом сравниваются результаты тестируемых.

Получается, что средний результат теста на IQ является уровнем большинства людей. Поэтому средний уровень интеллекта – это как раз нормально. В результатах бывают отклонения от среднего уровня, ведь на это может повлиять множество причин: волнение, усталость, спешка.

Только результаты менее 70 баллов можно считать признаком отсталости в умственном развитии. Высокий уровень интеллекта с результатом выше 130 баллов встречается у 2,2% людей – такие данные приводит исследователь Стюарт Ричи в своей книге «Интеллект: всё, что имеет значение».

При этом среднему уровню соответствует 68,2% тестируемых.

Источник: книга Intelligence: All that Matters

Что определяет наш уровень интеллекта?

Интеллект – способность к познанию и решению задач. Интеллект включает в себя познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Человечество не может однозначно сказать, от чего зависит интеллект. Например, мы точно знаем, что мышление – функция головного мозга. Можно предположить, что интеллект зависит от каких-то характеристик мозга и нервной системы: объёма и рельефа мозга, количества серого вещества, скорости нервных импульсов.

Причём, вероятнее, влияют сочетания разных характеристик. Если рассматривать каждую характеристику отдельно, то нельзя выявить её влияние на интеллект. Например, объём мозга у женщин в среднем меньше, чем у мужчин. Но в тестах на уровень IQ женщины в среднем показывают такие же показатели, как и мужчины.

Этот факт говорит и о том, что интеллект не зависит от биологического пола.

Учёные также не установили влияние на интеллект расы или национальности. Ушаков в книге «Психология интеллекта и одарённости» приводит такие данные: темнокожие дети-сироты, воспитанные в приёмных семьях с доступом к более качественному образованию, имеют более высокие показатели IQ.

Вероятно, что на интеллект в этом случае больше повлияли социальные факторы, нежели наследственные. Это подтверждают исследования близнецов с идентичным набором генов, которые приводит Стюард Ричи. Пока близнецы – дети, то их уровень IQ примерно равен, и это можно объяснить генетикой.

Читайте также:  Instagram для ipad, или как загружать фото и видео в соцсеть с планшета apple: 2 способа - все про apple устройства

По мере взросления дети начинают самостоятельно создавать для себя среду: кто-то проводит время за книгами и другими занятиями, кто-то слоняется без дела. Тогда при одинаковой наследственности уровень IQ перестаёт быть равным. Получается, что с возрастом мы больше контролируем свою среду.

И те среды, которые мы создаём, влияют на уровень IQ.

О влиянии на интеллект внешних факторов говорят и другие факты. Средний уровень IQ выше в странах с высоким уровнем жизни. Качество питания и медицинского обслуживания, доступность образования, уровень преступности и социальные установки в обществе тоже могут влиять на уровень IQ.

Удивительно, но средний уровень IQ постепенно растёт как в мире, так и в отдельных странах. Этот процесс называют эффектом Флинна по имени учёного, который собрал данные об этих изменениях. Эффект Флинна парадоксален: средний уровень IQ растёт каждые 10 лет.

Для генетических и эволюционных изменений это слишком маленький промежуток времени. Кроме того, эти данные не позволяют прочно связать интеллект с наследственностью, расой, национальностью, полом, характеристиками мозга.

Получается, что люди становятся «умнее» по разным причинам, а уровень интеллекта не зависит от чего-то конкретного.

Как менялся средний коэффициент интеллекта с течением времени / Источник: книга Intelligence: All that Matters

На что влияет уровень IQ?

Теоретически, можно предположить, что уровень интеллекта влияет на обучаемость, успех в карьере и, косвенно, на доход.

Стюард Ричи рассказывает, что небольшая зависимость есть. Люди с более высоким интеллектом быстрее и охотнее улучшают свои навыки, чаще становятся профессионалами, как следствие – у них выше доход.

Но эта зависимость не идеальна: высокий IQ не гарантирует успех, если человек не приложит усилий. Кроме того, также важны личные качества: ответственность, активность, внимательность. Для каждой сферы деятельности существует свой набор важных качеств.

Получается, что уровень интеллекта влияет на обучаемость и карьерный рост, но они не зависят только от него.

Стюард Ричи выявил ещё одну интересную закономерность: люди с высоким уровнем IQ живут дольше. Риск смерти у них ниже в три раза по сравнению с теми, у кого уровень интеллекта низкий. Объяснить эту зависимость сложно, но более достоверными выглядят две теории.

Первая заключается в том, что у людей с высоким уровнем интеллекта выше доходы. Это позволяет им питаться правильно, получать качественные медицинские услуги, поддерживать нужный вес и уровень физической активности. Вторая – они быстрее и лучше анализируют, поэтому избегают опасных ситуаций.

А если и попадают в них, то чаще выживают, потому что действуют более рационально.

Зачем измерять уровень IQ?

Уровень IQ не определяет нашу жизнь, не гарантирует определённое будущее. Мы не можем точно сказать, от чего зависит интеллект. Зачем вообще измерять такой неточный показатель?

Тесты на уровень IQ помогают определить людей, которым нужны особые условия для обучения. Если результат ребёнка значительно выше среднего, то есть смысл обучать его по более сложной программе. Если результат низкий – нужно создать условия для усвоения минимально необходимых знаний, чтобы позаботиться о человеке.

Что важно помнить про IQ?

Нет конкретных факторов, которые влияют на уровень интеллекта. Уровень интеллекта не делает кого-то лучше или хуже. Важно помнить, что женщины не глупее мужчин, среди рас и национальностей нет «умных» и «глупых», а будущее и успех зависят от нас самих. Людям необходимо взаимное уважение, а не дискриминация.

Источник: https://informburo.kz/stati/chto-takoe-iq-i-kak-etot-pokazatel-vliyaet-na-nashu-zhizn.html

Что мешает вашему успеху?

Дата публикации 03 июня 2013. Опубликовано в Успех

Многие люди стремятся к успеху в жизни, это вполне естественное желание каждого из нас. Но что такое успех, каждый определит для себя сам. Для кого-то это означает иметь в жизни все, что он хочет, для другого – достигать намеченных целей и вершин.

Но если объединить все эти понятия, то можно сказать, что успех, это не что иное, как процесс осуществления и достижения своих намеченных целей, планов. Это непрерывная борьба, и прежде всего, с самим собой, а скорее, со своими слабыми качествами, мешающими достигать вершин успеха.

В этой статье речь пойдет не о том, как добиться успеха, а о том, что же нам мешает его достичь.

Какими качествами должен обладать человек, желающий достичь успеха? Это люди волевые, обладающие целеустремленностью, решительностью, напористостью и, самое важное, уверенностью в свои силы и самого себя. На этом и строится весь успех.

Давайте рассмотрим, что же мешает достичь успеха? Какие качества, черты характера или предубеждения становятся препятствием на пути к успеху.

Страхи

Самая первая причина провала на пути к успеху, это наш страх достижения. Страх может быть разный: не достичь цели, страх неудачи, страх трудностей, неизвестности и т.д. Страх тормозит ваше продвижение по этому пути успеха. И может разрушить все ваши старания и начинания.

Поэтому, со страхом необходимо бороться, иначе вы, никогда не достигнете намеченных целей. Для этого, вам просто нужно постараться  изменить привычный образ ваших мыслей. То, как вы действуете, напрямую зависит от того, как вы думаете, от вашего мышления.

Когда вы меняете ваши мысли, вы начинаете думать и действовать по-другому. Думайте, что вы уверены в себе, верьте в достижение успеха и не бойтесь трудностей. Вы непременно добьетесь того, о чем мечтаете. Есть много книг, дисков, различных методов изменения образа мышления.

Запомните, страх делает человека слабым, неуверенным в себе, апатичным и нецелеустремленным.

Неуверенность в себе

Отсутствие веры в себя, является решающим фактором, влияющим на достижение успеха. Неуверенность в себе порождает неудачу. Ваш успех полностью зависит от того, насколько вы уверены в себе и в своих силах.

Если с этим не бороться, все ваши планы и мечты добиться успеха обернутся крахом. Человек, который  не уверен в своих силах, не сможет справиться с разными трудностями и сложностями на этом пути.

Отсюда появляется страх неудач, трудностей, вы словно в ловушке, из которой выбраться самому будет очень сложно.

Отсутствие силы воли и целеустремлённости

Именно сила воли и целеустремленность помогает вам воплотить все ваши планы  и  цели. Они двигают вас по дороге успеха. Если одно из них отсутствует у человека, процесс достижения замедляется, если не останавливается вообще.

Сила воли заставляет вас действовать, а не просто планировать и мечтать, а целеустремленность задает правильное направление вашим действиям. Силу воли и целеустремлённость можно развить в себе. Для этого, вам нужно начать делать то, что вам казалось нереальным или сложным.

Начните с малого, например, ранний подъем по утрам, утренняя пробежка, начните выполнять те дела, которые всегда откладывали. Шаг за шагом, ваша сила воли будет развиваться, крепнуть, а с ней придет и целеустремленность.

Всё это закаляет характер, делает вас сильнее и помогает бороться с любыми препятствиями на пути достижения успеха

Лень и отсутствие мотивации

Мотивация дает человеку стремление и желание двигаться вперед. Когда она отсутствует, человек больше не видит причины добиваться поставленных целей. Поэтому мотивацию вы должны сами создать для себя. Но всем вашим планам может помешать лень. Не стоит недооценивать ее влияние.

Лень можно разделить на две разновидности: физическую и психологическую. Физическую можно легко побороть, вам нужно просто вернуть бодрость и свежесть телу. Это хороший сон, питание, физическая нагрузка. Психологическая лень — это апатия, когда нет желания что-либо делать, нет мотивации.

Человек делается пассивным, вялым, слабым и при первой трудности сдается и опускает руки. Это мешает развитию силы воли, когда вы бросаете всё на первых этапах. С этой ленью можно справиться, если начать развивать в себе оптимистичность. Не позволяйте пессимизму овладевать вами.

Только оптимистичные люди продвигаются вперед, могут бороться с трудностями и не унывать.

Перфекционизм и скептицизм

Очень часто такое качество человека как скептицизм, то есть предвзятое отношение  ко всему новому, является барьером для любых начинаний.

Человек-скептик не склонен к нововведениям, очень ограничен в действиях, лишен гибкости мышления и открытости к переменам. Обычно, такие люди настороженно и с недоверием относятся ко всяким новшествам в их жизни.

Они предпочитают налаженный уклад жизни, будучи неготовыми к риску, но без него успех практически недостижим.

Следующее препятствие, которое мешает человеку в достижении любых целей, это перфекционизм. Чтобы разобраться, что это такое, я дам понятное определение этому качеству. Перфекционистом называют человека, который старается всё выполнять идеально, при этом ставя для себя всегда завышенную планку.

Эти люди, как правило, нетерпеливы, но кропотливы в работе, они ожидают быстрого успеха, не оставляя место ошибкам и промахам. Минус такого качества в том, что, они не допускают вероятности  совершения ошибки.

На практике это невозможно, именно методом проб и ошибок люди совершенствуются, нарабатывая личный опыт. Взлёты и падения неизбежны на любом пути достижения. Пока не сделаешь ошибку, не поймешь, как правильно сделать то, или иное дело.

Таким людям важно осознать, что совершать ошибки естественно, особенно в новой для вас сфере деятельности. Главное, делать выводы, из сделанных ошибок, и больше их не повторять.

Все секреты успеха сокрыты внутри нас самих же. Мы можем стать как создателями, так и разрушителями своего успеха. Наши качества могут помогать нам или стать настоящим препятствием нашему успеху. И только неустанная и непрерывная работа над собой, своим характером принесет вам плоды. И удача, непременно улыбнется вам.

Вика, www.vitamarg.com

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/uspeh/3132-chto-m

Ссылка на основную публикацию